Возникли вопросы? Контакты

Психоаналитики считают, что детское воровство – это символизация проблемы. Психологи выделяют 6 категорий, которые лежат в основе поступка воришки.

  1. Воровство - как способ восстановить утраченное единство в системе «мать - ребенок». Вроде бы хочет украсть ее внимание, даже если оно будет негативно;
  2. Воровство – акт агрессии;
  3. Защита от страха;
  4. Способ получить наказание;
  5. Способ восстановления или повышения самооценки;
  6. Реакция на семейную тайну.

Давайте детальнее рассмотри мотивы воровства.

Самый распространенный - сильное желание иметь понравившуюся вещь.

Это сильное желание заглушает голос совести, называется импульсивность.

Для детей такая импульсивность свойственна, как проявление спонтанного поведения. Одной из причин перерастания импульсивного воровства в обыденность, может быть та, когда родители не замечают, что у ребенка появилась новая вещь или наоборот, когда «пережимают», «раздувают», выставляют перед всей школой, вешают «ярлык вора». 

Часто такие родители мало внимания уделяют нравственному и духовному воспитанию ребенка, не объясняют, что значит «свое», «чужое», собственность. В ребенке же необходимо с самых ранних лет воспитывать взрослое отношение к деньгам, значимость копейки, которую тоже надо заработать, понимание того, что даже если «взял» без спроса 50 копеек, 15 гривен, то это уже воровство - «дело не в том, сколько ты взял, а в том, что ты позволил себе залезть в чужой карман или просто взять чужое».

        Каким должны быть последствия воровского поступка:

  • Бдительность родителей, видеть и понимать, что у ребенка появляются чужие вещи;
  • Акцентировать на горе хозяина «потерявшего» вещь, развивать и объяснять, что своим поступком он приносит горе другим людям;
  • Осуждение, оценка его поступка, данная авторитетным лицом для ребенка. 
  • Мера наказания должна быть адекватной, не «раздувать» ситуацию, чтобы не подорвать веру ребенка в себя. Обязательно проговорить, что «верите и надеетесь - больше подобного он не совершит». 

Еще один глубинный мотив – это психологическая неудовлетворенность, связана с нарушением материнской и отцовской привязанности!

   Дети воруют в тех семьях;

  1. Где родители особенно болезненно к этому относятся – «кристально честные родители». Дети воруют, потому что получают очень строгое наказание, родители становятся неравнодушными к ребенку, они начинают активно бороться с воровством, поэтому ребенок получает это желаемое наказание – внимание со стороны родителей.
  2. Где постоянно разлад  между папой и мамой, и объединяются они только перед этой страшной проблемой воровства, становятся единым фронтом, соответственно подкрепляют такое поведение ребенка. Важно помнить, что шумные скандалы по поводу воровства и наказания только убеждают ребенка в правильности избранной им стратегии поведения. Он ворует только для того, чтобы родители обратили на него внимание, позитивное или негативное – все равно, лишь бы оно было, «чтобы они меня только увидели; кричат, бьют, - значит, я своего добился». 
  3.  Асоциальные семьи, где родители пьют, не удовлетворяют потребности ребенка, не идут на контакт.
  4. Очень большое количество детей сейчас играют в «Робин Гуда», даже не зная, что существовал такой герой, не читая книги. Это воровство, движимое классовой ненавистью.

Неразвитость нравственных представлений и воли также ведут к желанию украсть.

Когда в семье ребенку не хватает самостоятельности, когда родители все время давят, у него появляется единственный способ самоутвердится – украсть или обладать чем-то очень важным, что дает возможность почувствовать собственную значимость, важность. Дорогая вещь может быть только у значимого, взрослого, сильного, настоящего человека. У детей, которые имеют недостаток воли, нравственных представлений, возникает целая цепочка воровства. Если они оказались первый раз не пойманными, возникает желание красть снова и снова, для того, чтобы убедиться самому и показать другим какой он ловкий, хитрый, крутой, никто его не может поймать.

Воровство может быть, как потребность переживать очень сильные ощущения. Такая проблема сейчас присутствует у очень состоятельных людей,  потому что скучно, есть все, а ощущений нет. Воровство, как способ испытать сильные чувства. Эмоциональное напряжение во время процесса воровства способствует выбросу адреналина.  В подростковом возрасте есть потребность испытывать такие эмоции, поэтому нужны спортивные секции, чтобы понять, где можно испытывать такие чувства: не в наркотиках, не в воровстве и т.д.  Родители должны удовлетворять такую потребность подростка, чтобы он сам не нашел социально неприемлемый способ удовлетворения.

Если в реальной жизни ребенок сталкивается с эмоциональным отвержением, тогда он может мстить родителям. Например: ворует у пришедших гостей, если уличают, при этом он демонстрирует вид «победителя». Показывая, таким образом, всем, что «здесь не все так хорошо, как говорят родители»- неосознанный крик о помощи. На символическом уровне воровство – крик о помощи. Если не услышан, то ребенок начинает делать все назло, мстить своим вечно занятым родителям и более благополучным детям.

Для детей характерно то, что чаще всего они не планируют, а совершают по глупости. Но не в тех ситуациях, где замешан кто-то

 

Будьте чуткими родителями , Анна Хенова

Дополнительные материалы: Маленький воришка