Возникли вопросы? Контакты

Распостранённость компьютерных игр во всем мире приняла впечатляющий размах. Многочисленные данные говорят в пользу развивающего эффекта компьютерных игр, их важной роли в обучении.

Компьютерные игры способствуют развитию творческого мышления, овладению новыми знаками и значениями, взаимосвязями, логическими операциями, дают представление о способах манипулирования с предметами и символами. Благодаря новизне, яркости, динамичности, сочетанию повторения и неожиданности поддерживается высокая мотивация игроков. Компьютерные игры имеют условный характер, позволяют отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и другими многочисленными обстоятельствами.

Ю. В. Фомичева, А. Г. Шмелев, И. В. Бурмистров (1991) выявили, что игрокам, в сравнении с неигроками, более свойственны такие личностные черты, как

сообразительность, развитое логическое мышление; эмоциональная устойчивость, зрелость; доминантность, самоуверенность, склонность к лидерству; смелость, дерзкость; реалистичность, рациональность, жесткость; развитое воображение, мечтательность, рассеянность; прямолинейность, откровенность, некоторая затрудненность в общении; расслабленность, невозмутимость.

Потенциальная склонность к компьютерным играм связана с некоторыми характерными личностными особенностями. Психографический анализ свидетельствует об отличии игроков по таким параметрам, как эгоцентризм, активность, энергичность, агрессивность, демонстративность. Авторы пришли к выводу, что компьютерные игры воздействуют не только на развитие скорости реакции и логического мышления, но и на личностные особенности увлеченных ими игроков, в том числе и на процессы самосознания. Компьютерных игры могут выполнять и негативную функцию – служить своего рода «наркотиком» или своеобразным защитным механизмом.

Проблему опасности физических и психических расстройств у подростков, проводящих много времени за компьютерными играми, рассматривал С. А. Шапкин (1999). Обзор зарубежных публикаций приводит к выводу, что в большинстве случаев различия между «компьютерной» и контрольной группами по таким параметрам, как «удовлетворенность актуальной жизненной ситуацией», «общительность», «эмоциональная лабильность», не обнаружены. Группы не различаются также по числу значимых социальных контактов (числу друзей, которое было указано подростками в ходе интервью). Особого внимания заслуживает пятимесячное лонгитюдное исследование пользователей 9-16 лет, которое показало, что введение компьютерных игр в структуру увлечений изменяет предпочтения других видов досуговой активности и их интенсивность лишь на несколько недель; в течение 3 месяцев у большинства пользователей восстанавливается прежняя структура хобби.

С. А. Шапкин отмечает также тенденцию, которая, в пику расхожему мнению, прослеживается в большинстве проведенных за рубежом работ: более адаптивное социальное поведение игроков в компьютерные игры по сравнению с их сверстниками. Это справедливо для дошкольников, студентов, 10-17-летних подростков с задержкой развития и даже для 13-14-летних юношей с психическими нарушениями.

В группе подростков, занимающихся компьютером, не обнаружено серьезных нарушений психической деятельности или симптомов «компьютерной» зависимости. Имеются лишь данные о переутомлении, боли в ногах (у игроков с компьютерными автоматами), боли в кистях рук (от судорожного сжимания джойстика), рези в глазах, общей возбужденности, трудности с засыпанием. Что касается гипотезы о том, что с возрастом симптомы «компьютерной» зависимости усиливаются, то, по мнению как немецких, так и американских авторов, наблюдается скорее противоположная тенденция. Как и во всяком другом хобби, среди любителей компьютерных игр есть свои патологические игроки, которых насчитывается, по разным данным, от 10 до 12% «компьютерной» группы.

Проблема агрессивности несовершеннолетних и связанных с ней правонарушений имеет в западном обществе широкий резонанс и, видимо поэтому, выступает как одна из центральных тем психологических исследований. Опубликовано большое число работ о влиянии компьютерных игр на формирование агрессивности у детей и подростков, анализ которых позволяет констатировать сильную поляризацию мнений: одни авторы доказывают, что компьютерные игры агрессивного содержания повышают агрессивность пользователей, другие отрицают эту взаимосвязь. С. А. Шапкин отмечает, что среди работ, которыми он располагал, проводя исследование, последних примерно в 2 раза больше. Если же анализировать их с учетом возраста испытуемых, то данные окажутся более консистентными: действительно, игры с агрессивным содержанием способны стимулировать агрессивность у детей, но только младшего школьного возраста (6-9 лет). Сходные факты получают, изучая влияние телепрограмм и рекламных роликов с элементами насилия. 

О переходе компьютерной игры из развлечения в зависимое поведение позволяют говорить следующие признаки:

  1. появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или игровой приставкой, а также в предвкушении контакта;
  2. отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером или игровой приставкой, потеря чувства времени;
  3. желание увеличивать время взаимодействия с компьютером или игровой приставкой;
  4. появление чувства раздражения, гневливости либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером или игровой приставкой;
  5. использование компьютера, игровой приставки для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии, т. е. вообще для улучшения настроения;
  6. появление проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе.
  7. изменения в других видах поведения (появление равнодушия к тому, что ранее волновало, небрежность в выполнении дел и т. п.).

Риск данного вида зависимого поведения в том, что некоторая степень дисгармонии углубляется, снижает психологическую устойчивость личности, нарушает ее нормальное функционирование в тех сферах бытия, которые не связаны с направлением активности. Если акцент активности выражен сильно, то вслед за дисгармонией возникают психические отклонения и физические расстройства.

 

Источник: Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с: ил. – (Серия «Учебное пособие»). – С. 388-391.