Возникли вопросы? Контакты

Фриц ПерлсФредерик Перлс (1893 - 1970) родился в Берлине. Он пишет о себе как о паршивой овце: он постоянно воевал с родителями, его исключали из школы, он не ладил с авторитетами. Во время первой мировой войны Перлс, окончив университет, служил в армии. Затем он начал психоаналитическое обучение в Вене. В 1933 г. он бежал в Южную Африку, где основал психоаналитический институт. В 40-е гг. Перлс порвал с психоаналитическим движением. В 1946 г. эмигрировал в США, где продолжал разрабатывать метод гештальт-терапии. В 1962 г. в Нью-Йорке он основал одноименный институт. Его метод стал завоевывать широкую популярность, а в последние годы получил развитие и у нас в стране.

Перлс не занимался прошлым. Он подчеркивал важность рассмотрения ситуации в настоящем. Осознание человеком того, как он ведет себя от мгновения к мгновению более важно для понимания себя, чем понимание того, почему он ведет себя таким образом. Его подход озвучен в идее Иисуса Христа, который советовал заботься о сегодняшнем дне, завтрашний день сам о себе позаботится. Друг мой, хорошо ли вам СЕЙЧАС?

По Перлсу, ни один инстинкт не является основным: все потребности – прямое выражение органических инстинктов.

Перлс в своей практике использовал положения гештальтпсихологии (гештальт – фигура, образ, нечто целое), первое из которых – анализ частей не может помочь пониманию целого, поскольку целое определяется взаимосвязью и взаимозависимостью частей.

Винегрет – это не капуста, не картофель, не морковь, не огурец; это винегрет. Выделенные из винегрета капуста, картофель, морковь, огурец не равны тому, чем они были в винегрете. Так и выделенные из гештальта части не тождественны тому, чем они были ранее.

Второе положение – организм приспосабливается к среде, достигая оптимального равновесия и организации частей, и нельзя изменить какую-то одну часть, чтобы при этом не изменились и другие. Организм в данном поле выбирает для себя нечто значимое. Он становится фигурой, а все остальное становится фоном. А выбирает организм то, что ему интересно и важно в данный момент.

На рисунке человек, испытывающий жажду, увидит рюмку. А человек с сексуальными проблемами – целующуюся парочку. На другом рисунке повеса увидит привлекательную женщину, а женщина, которая не ладит со свекровью, – уродливую старуху. Все органы, ощущения, движения мысли подчиняют себя этой потребности. Они могут быстро сменить свои подчинение и функцию, и как только потребность удовлетворяется, фигура отступает в фон. Вы уже целый час читаете с интересом эту книгу. Интерес стал угасать, и появилось чувство голода, но необходимость продолжать чтение заставляет вас не отрываться от книги. На одном фоне две фигуры. Вы уже не усваиваете того, что написано здесь, и в то же время вас беспокоит чувство голода. Жизнь становится серой. Прекратите чтение, пройдите на кухню, завершите гештальт, связанный с чувством голода. Он более важен, чем чтение книги.

Как только удовлетворится потребность в еде, фигура (чувство голода) отступит в фон, и вы вновь с интересом будете читать книгу.

А вот следующие несколько строк следует запомнить.

Перлс дает два критерия психологического здоровья и зрелости: опора на себя и переход на саморегуляцию, тогда как незрелый человек пытается манипулировать другими людьми и менять ситуацию. К сожалению, у нас много психологически незрелых людей. Процесс направлен на созревание организма, который обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой.

Мир никакой, мир такой, какие мы. Два человека, рядом загорающие на пляже Черного моря, живут в разных погодных условиях. На море волны. Для одного (психологически зрелого) это хорошо, для другого (незрелого) плохо. Но надо не жаловаться на волны, а обучаться в них плавать. То же касается и житейских бурь.

Фриц ПерлсСаморегулируемые, опирающиеся на себя индивиды характеризуются свободным изменением и отчетливым формированием фигуры-фона, в выражении своих потребностей в контакте и уходе. Они знают о своих способностях и возможностях выбирать средства для удовлетворения потребностей, когда эти потребности возникают. Они сознают границы между собой и другими и внимательны к различению своих фантазий о других и среде, и того, что воспринимается в контакте. Пути психологического роста Перлс видит в завершении ситуаций, или гештальтов.

Перлс полагал, и можно с ним согласиться, что в нашей культуре переоценивается словоговорение. Он назвал три его уровня:  

цыплячий помет (болтовня в обществе, когда произносятся общие фразы типа «молодежь распустилась», «правительство ничего не делает»);  

бычье дерьмо (извинения, рационализация – объясните мне, почему под Новый год вы всю ночь не спали, съели в пять раз больше, чём нужно организму, и кончилось это обострением язвы желудка, это и будет оно самое);

слоновья струя (теоретизирование – объяснение женщины, которая говорит, что она не разводится с мужем-алкоголиком, потому что ребенку нужен отец).

 

Источник: Литвак М. Е. Профессия – психолог. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 352 с. – С. 57-61.