Возникли вопросы? Контакты

 

Эрих Фромм (1900 – 1980) родился во Франкфурте-на- Майне в семье ортодоксальных иудеев. В 1922 г. окончил Гейдельбергский университег и получил степень доктора философии. Затем в течение года учился в Берлинском психоаналитическом институте, после чего занимался частной практикой, но не бросал занятий наукой. С 1929 г. он работал в институте социальных исследований во Франкфурте, где занимался изучением неосознаваемых мотивов поведения в малых и больших группах. Уже тогда он понимал, что германское общество готово подчиниться диктаторскому режиму. Когда в 1933 г. Гитлер пришел к власти, Фромм эмигрировал в США, где продолжал изучение социально-психологических идей авторитаризма.

В 1941 г. он написал свою первую книгу в Америке – «Бегство от свободы». Книга не потеряла актуальности до настоящего времени, особенно для нашей страны. Книга выдержала 25 изданий при жизни автора. Известны также книги Фромма «Искусство любить», «Человек для себя», «Анатомия человеческой деструктивности», «Иметь или быть», «Здоровое общество» и др.

Э. Фромм считал, что большинство людей могли бы быть счастливы, если бы общество было здоровым. Человек, по мнению Э. Фромма, не так плох, как кажется, но в процессе воспитания он утрачивает врожденную способность любить и вместо счастливой жизни получает мучительное существование, направленное не на плодотворность, а на иррациональное подчинение требованиям авторитарной этики. Человек делает не то, что он хочет, не то, что ему нужно, а то, что требует авторитет: вождь, обычаи, общие представления. В результате он перестает мыслить. Вместо него мыслит «ОНО»: те самые расхожие мнения и общие представления. Человек перестает чувствовать, у него возникают псевдочувства: он злится не потому, что злится, а потому, что в данной ситуации положено злиться. Он ходит в кино или в театр не потому, что ему это нравится, а потому, что считается, что это хорошо. Так формируются псевдопредставления.

Э. Фромм считает, что в процессе воспитания человек перестает жить для себя, что он не может быть самим собой и в то же время боится отстать от стада. Человека раздирают противоречия, и у него развивается мучительное чувство одиночества. Выходом из этого положения является рационализация. Тогда подчинение нормам выглядит не как рабство, а как проявление собственной воли. Индивид объясняет сам себе, что это он делает не потому, что от него требует общество, а потому, что это ему нужно самому. Однако его истинные потребности в развитии не удовлетворяются. Выходом из этого «глухого угла» является невротическая симптоматика.

Единственным средством, снимающим тягостные последствия чувства одиночества, с точки зрения Э. Фромма, является любовь. Только благодаря любви человек соединяется с другим человеком и через него со всем остальным миром. Однако в процессе воспитания человек теряет способность любить. И вместо равноправных отношений, возможных только тогда, когда они замешаны на чувстве любви, возникают отношения симбиоза – садомазохистические отяошения, приводящие к невротическим расстройствам.

Восстановление чувства любви – вот одна из основных задач психоаналитического воздействия. Современное общество сосредоточено на проблеме объекта любви: «Кого любить, кому же верить?» Э. Фромм предлагает сосредоточить внимание на субъекте любви: «А могу ли я любить?» Любовь Э. Фромм понимает как активную заинтересованность в жизни и развитии объекта любви. Он предлагает обучать человека искусству любить. Именно так называется одна из лучших его книг.

Э. Фромм выделял различные виды любви: любовь к себе, материнскую любовь, отцовскую любовь, эротическую любовь, любовь к другу и любовь к Богу.

Базовой любовью Э. Фромм, как и А. Пушкин, считал любовь к себе. Действительно, если человек себя не любит, он лишен всяческих шансов на взаимность, ибо не должен соединяться с человеком, которого он любит, дабы не подсовывать ему для общения плохого человека.

Материнская любовь, которую ребенок получает без каких-либо усилий, дает ему сладость, мед жизни. Отцовская любовь, которую надо заслужить, способствует формированию у ребенка практических навыков.

Любовь к другу позволяет ему жить в мире с ближними. Если в детстве ребенок недополучает необходимую ему любовь, он оказывается неприспособленным к практической жизни, не способен радоваться ей, не может ладить с людьми и, наконец, не в состоянии наладить эротическую любовь.

Отсутствие любви к Богу приводит к человеконенавистничеству.

"Я верю, что целостность человека в противопоставлении всем другим живым существам проистекает из того факта, что человек сам по себе - осознанность. Человек осознает себя, свое будущее, свою смерть, свою значительность и свою незначательность; он осознает других как других; но человек существует в природе и подчинен ее законам, даже если он выходит за ее рамки силой своей мысли".

"Я верю, что любовь – главный ключ к дверям «роста» человека. Любовь и союз с кем-то или чем-то вне себя, союз, позволяющий человеку вступить в родство с другими, чувствовать себя единым с другими без ограничения чувств общности и независимости. Любовь – это продуктивная ориентация, для которой необходимо, чтобы одновременно были: забота, ответственность, уважение и знание объекта союза".

И. Литвак на основе теоретических положений Э. Фромма разработал оригинальную технику психологического тренинга, которую он назвал «Лечение любовью». Суть методики заключается в том, что в процессе коррекции пациент получает не достававшиеся ему в детском возрасте материнскую и отцовскую любовь и обучается любить сам.

 

Источник: Литвак М. Е. Профессия – психолог. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 352 с. – С. 64-68.