Возникли вопросы? Контакты

Чувства и эмоции – важная и неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Они играют, переливаются всеми цветами радуги, живут и формируют многогранные состояния в нашем теле. Они наполняют нашу жизнь содержанием и формой.

Эмоции – огромная сила, которой подвластны не только наши мысли, но и наши действия. Они часто становятся причиной добрых или дурных поступков, вызывают удовлетворение или недовольство собой, эйфорию и досаду.

Эмоции сопровождают каждого из нас с самого раннего возраста. Но иногда бывает, что в силу семейных традиций ребёнок сталкивается с запретом на проявление эмоций. «Не злись! Ты же девочка!» - слышит кроха от родителей и прячет злость вглубь себя, что бы быть «хорошей девочкой». Прячет букет эмоций и чувств, который ярко вспыхнул в её душе в тот момент, учится игнорировать свои потребности и желания, из-за неудовлетворенности которых и появилась злость. Только бы остаться «хорошей девочкой»!

Мало кому посчастливилось родиться в семье, где можно было бы открыто говорить о своих чувствах и эмоциях, обсуждать их и таким образом принимать и познавать.

Взрослея, девочка всё меньше прислушивается к собственным чувствам. Теперь ей удобнее предполагать и считать, будто она хорошо осведомлена, что с ней происходит в любой момент жизни, в каком состоянии она находится, и что переживает. Она отрицает, что физиологически эмоции опережают интеллектуальную переработку информации.

И эмоции «прячутся» в глубинах души и тела. Притаившись, сдержанные и подавленные, они истощают организм, становясь угрозой для здоровья, гармоничных отношений и качества жизни в целом.

Осознание эмоций – это ступенька на пути к познанию и преобразованию самого себя. Для этого нужно принять свою эмоцию (радость, восхищение, злость, отвращение, страх и т.д), признать наличие её как части себя, отнестись без осуждения. Все эмоции имеют право на существование, нет плохих или хороших. Просто мы не умеем с ними обращаться, и когда они нас «посещают», мы не понимаем хорошо это или плохо и что с ними делать: предъявлять миру или подавлять их в себе.

Часто ко мне приходят клиенты и говорят «Я не знаю, что мне делать», «Я не знаю чего хочу от жизни, отношений и т.д.». Первое, что я спрашиваю: «Что вы при этом чувствуете?» И слышу в ответ: «Это ещё тут при чём???»

А ведь схема достаточно проста: что бы понять, что делать – надо осознавать свои чувства. Зная свои чувства, мы понимаем чего хотим! Зная, чего хотим, мы понимаем, что надо делать для достижения желаемого.

Используя в психотерапевтической работе арт-терапию, я поняла, что именно музыка способна погрузить нас в калейдоскоп самых разных чувств и переживаний. Даже для людей практичных, рациональных, с неразвитым или подавленным эмоциональным восприятием музыка может стать магическим прикосновением, пробуждающим и согревающим зачерствевшее сердце. Музыка используется как катализатор и открывает доступ к истинным чувствам.

«Музыка напрямую обращается к подсознанию человека, она способна проникать в глубины нашей души, увлекать нас, ободрять наш измученный дух», - утверждает Стефании Мэррит, музыкотерапевт из США.

Одновременное использование изо- и музыкотерапии позволяет мягко, экологично прикоснуться к собственным эмоциям и чувствам и безопасно предъявить их миру.

Музыка обладает удивительной силой – она способна пробудить в душе каждого из нас глубоко скрытые и давно забытые чувства, радостные и печальные.

На мастер-классе мы будем работать с модификацией методик «Нарисованная музыка» и «Перевод» (Колошина Т.Ю., Гладкова Н.Н.). Мы будем слушать музыку, рисовать и переводить (выражать чувства словами). Будем исследовать давно знакомые и новые чувства и ощущения, разбираться к какому времени они относятся, а также развивать в себе понимание чувств и эмоций другого человека (абстрагируясь от сказанного).

Особенности методики:

  •  прямой доступ к безсознательному клиента

  • обозначение чувств и помощь в их предъявлении

  • большое количество диагностического материала

  • уточнение запроса клиента

  • актуализация внутренних ресурсов клиента

  • рефлексия

  • преодоление языкового барьера

Мастер-класс будет интересен тем, кто в психотерапевтической работе исследует эмоции и чувства клиентов, хочет научиться подбирать музыку для достижения определённых терапевтических целей, а также тем, кто захочет прикоснуться к темам:

  • детских воспоминаний

  • романтической любви

  • обиды и ревности, разлуки и прощания

  • заземления, уверенности и жизнелюбия

Для работы необходимы: бумага для рисования формат А4, краски (акварель и гуашь), масляная пастель, кисточки, устройство для качественного воспроизведения музыки.

 

Гончар Наталья,

практикующий психолог, арт-терапевт

ВОО «Арт-терапевтическая организация» (г. Киев)