Возникли вопросы? Контакты

В жизни известнейшего экзистенциалиста и писателя Жана-Поля Сартра имеел место такой факт. В детстве он заболел обычной простудой, но возникло осложнение, которое привело к лейкоме правого глаза: глаз практически перестал видеть, и возникло выраженное косоглазие. В школе он был одним из самых плохих учеников и играл одновременно роль гения и изгоя. Мальчику очень хотелось заслужить любовь сверстников. Он стал красть деньги у матери и покупать на них пирожные для одноклассников. С тех пор у него возникало одновременное ощущение липкой сладости и тошноты. Это сочетание сам себе уже взрослым он объяснял тем, что сладость связывалась с чувством вины. Однако скоро все выяснилось, и он стал подвергаться насмешкам одноклассников, которые сначала с удовольствием ели пирожные за его счет, а потом с не меньшим удовольствием издевались над ним, а не сочувствовали. Ему пришлось уехать к деду в Париж, где он поступил в престижный колледж и где никто не знал о данном происшествии.
 

Мораль: ребенок часто желает заслужить любовь одноклассников и не всегда использует для этого адекватные методы. Но эта ошибка не станет фатальной, если взрослые найдут верное решение.

Комментарий: эта быль требует двух комментариев: как не доводить ситуацию до столь тяжелых последствий и как вести себя когда ребенок уже совершил подобный проступок.
Желание быть любимым возникает не только в подростковом возрасте, но и гораздо раньше. Потребность в любви и сильная зависимость от симпатии сверстников обусловлены заниженной самооценкой ребенка, как, например, в данном случае, когда болезнь вызвала физическое уродство. Уже в дошкольном возрасте можно определить, как ребенок завоевывает любовь товарищей, насколько легко ему с ними общаться. Если родитель в это время научит малыша знакомиться с другими детьми и общаться, не прибегая к кошельку родителей, то позднее у ребенка не будет проблем. Чем меньше ребенок и чем раньше родитель видит проблему, тем легче она решается.
Если же родитель столкнулся с фактом кражи и понял, что деньги шли на «покупку» друзей, то нельзя применять привычное наказание. Ребенок уже наказан своими сверстниками, которые его легко предадут, а выдержать это переживание ребенок сможет только при поддержке близких. Следует поговорить с ним (хотя это нужно было сделать раньше, тогда инцидент бы не возник) о том, как родитель зарабатывает деньги. Затем о том, что купленная дружба исчезает вместе с истощением кошелька, и, наконец, взрослому нужно предложить собственную дружбу.

Как себя вести с дошкольником, если он принес в дом чужую вещь?

Для начала поговорите с ребёнком и выясните, зачем он это сделал, почему взял чужую вещь, какие мотивы скрыты за этим поступком, чего ему не хватает. Уже поздно и глупо грозить пальчиком и говорить «Ай, как нехорошо!», бить и наказывать тоже бесперспективно и неоправданно жестоко. Ведь ребёнок маленький и это произошло в первый раз, по незнанию или неосознанно. Очень важно показать своё эмоциональное отношение к произошедшему: своё огорчение, разочарование, гнев, грусть и др. по поводу самого поступка, НО не ребёнка, совершившего его.

Предложить вернуть вещь её хозяину – это само собой разумеется и обязательно (если есть возможность - сразу позвоните законному владельцу и скажите, что вещь будет возвращена), но куда важней обсудить с ребёнком те причины, которые подтолкнули вашего малыша к такому поступку: о чём он думал, что чувствовал, что хотел, чего ему не хватало, почему не попросил родителей? У любого поступка есть свои причины, знать которые просто необходимо – чтобы не реагировать инстинктивно как амёба, а действовать осознанно, как и подобает человеку, любящему своих детей. Объясните малышу, что если возникает потребность в какой-то вещи, то не стоит её у кого-то брать молча и без разрешения, а нужно рассказать родителям о своих потребностях и попросить. Поясните ребёнку почему не надо брать чужие вещи без разрешения, как играть с другими детьми так, чтобы получать удовольствие самому и не обижать других (если ребенок отобрал силой чужую вещь). Выясните как ребёнок понимает понятия "моё" и "не моё" - возможно, что ребенок почему-то не очень хорошо умеет выделять себя из окружающего мира, а в таком случае взять что-то чужое или оставить кому-то свою вещь для ребенка не вполне ясный и расплывчатый вопрос.

Что бы научить малыша открыто выражать свои потребности родителям, а не пытаться молча удовлетворять их на стороне (брать чужое) надо, как минимум, часто и, самое главное, эффективно общаться с ребенком на понятном ему языке. И не ограничивать общение удовлетворением своих потребностей, а ориентироваться на удовлетворение потребностей ребенка. Ребенок, которому уделяют достаточно внимания, вряд ли будет воровать в будущем.

Причины воровства у школьников и подростков

Причин может быть много, но чаще всего в основе воровства лежат два мотива:

  1. обратите на меня внимание - мне нужны помощь и поддержка;
  2. я не вижу других способов получить желаемое.

Если родители не смогли установить с ребенком доверительные отношения, то вряд ли они знают, что ему действительно необходимо. А чадо, в свою очередь, не стремится открыть родителям душу - просто не видит в этом смысла. А как получить то, что очень хочется - взять без разрешения. То же и про внимание. Раз нельзя получить родительское внимание и любовь в обычной жизни, надо сделать что-то экстраординарное: например, украсть. В любом случае в основе воровства лежит отсутствие доверительных или просто честных отношений между родителями и детьми. Недостаток родительского внимания толкает ребенка привлекать к себе внимание посредством плохих поступков. По принципу "пусть даже в виде наказания, если похвалы от родетелей не дождешься". "Плохое" внимание для человека лучше, чем вовсе никакого. Вашему ребёнку ужас как не хватает вашей любви, вашего внимания. Вот он и ворует его в виде денег и материальных благ – удовольствие от обладания как бы заменяет ему вашу любовь. Можно, конечно возразить: «Не хватает внимания т.к. мы же работаем и работаем для кого? – Для них, для детей родимых стараемся. Чтобы купить можно было всё, что им нужно…, да и жить за что-то необходимо…» и т.п. Да, всё верно. Но только ли это необходимо вашему отпрыску? А ребёнок ведь понимает всё буквально: «Мне в жизни нужно именно и только это, ведь родители всё своё время и силы посвящают не мне и друг другу, а деньгам. Значит деньги – самое главное в жизни! А я, другие люди (в т.ч. и близкие), любовь, дружба, нежные чувства, духовность какая-то – всё второстепенно. И, в итоге таких действий вас, родителей, у детей полностью нарушается система ценностей, становясь с ног на голову. Родители, хвалите своих детей, чтоб не возникала необходимость их наказывать!

Следующая причина - отсутствие карманных денег. Почему-то некоторые родители ошибочно считают, что иметь карманные деньги дети не имеют права, т.к. ещё их не зарабатывают. Во-первых, если так, то почему не помочь собственному ребёнку заработать, трудоустроив его? А во-вторых, нет ничего плохого в карманных деньгах - они ещё никого не испортили. Зато маленький человек научается ими пользоваться и достойно себя чувствует, а не как попрошайка на улице: дадут или не дадут? Ведь беду приносят не сами деньги - они нейтральны по своей сути, а неправильное к ним отношение.

Ещё одна причина - слабость саморегуляции. И младший школьник и подросток обычно знает моральный смысл поступка, но не в силах противостоять притяжению вещи или денег, оказавшихся "под рукой". Не умеет действовать произвольно, по своему усмотрению, по своей воле, а действует импульсивно не успевая и не умеяо становиться. Обычная причина этого явления - чрезмерное руководство со стороны взрослых. Ребенок умеет подчиняться или упираться, но не научился действовать по своему выбору.

Кроме того, дети склонны к воровству, если сами родители, не совсем чисты на руку (на своей работе или в быту), либо отличаются жадностью или излишней привязанностью к материальным благам (т.е. когда это очень важная ценность и даже сверхценность в системе ценностей взрослого). Конечно, родителям будет крайне трудно признать это в себе, но если осознать степень важности этого явления для воспитания, то станет намного попроще.

Как себя вести со школьниками и подростками, если они были уличены в воровстве?

Поймите и запомните, что "плохой поступок" совсем не означает - "плохой человек". Нужно быть очень аккуратным и стараться не навешивать на людей ярлыки. Иначе человек будет вести себя согласно возложенным на него ожиданиям.

Вести себя следует так же, как и с дошкольниками (см. выше), только разговаривать с подростками нужно на взрослом языке, подразумевая ответственность за свои поступки. Любую, украденную у родителей сумму школьник или подросток должен вернуть – либо заработать (можно помочь с трудоустройством), либо отработать на благо семьи – не очень приятные дела по дому, по хозяйству. На это время подростка следует лишить приятного и привычного времяпрепровождения. Это и будет ему наказанием.

Ни в коем случае не начинайте со скандала, нравоучений или воплей типа: "Как ты мог...?" - это возымеет лишь обратный эффект. Ребенок еще больше отдалится от родителей и еще меньше станет им верить. Во-первых, необходимо выяснить причины подобного поведения. Во-вторых, четко уяснить себе и объяснить ребенку, что поступок и человек - не одно и то же. Для того, чтобы ребенок не использовал воровство, как регулярный способ привлечь к себе внимание, от родителей потребуется выдержка и сильное желание помочь себе и ребенку наладить нормальные отношения. Ведь взрослея, малыш не вдруг становится взрослым. Ему необходимы внимание, поддержка, надежный тыл и ясные ориентиры. Все это обеспечивают родители своей любовью, доверием и общением. Если после случая воровства родители обратят внимание на ребенка, но не будут стремиться к построению нормальных, удовлетворяющих обе стороны отношений, велика вероятность закрепления подобного поведения: украл - обратили внимание - снова предоставлен сам себе - украл и т.д. Для того, чтобы не было повода воровать, у человека должны быть другие, альтернативные способы достижения желаемого. Лучше, если подрастающие чада узнают их от родителей.

Как себя вести со школьником или подростком, если они были уличены в воровстве? Как с человеком, которому необходимо обучиться сдерживать себя, причем в кратчайшие сроки. При этом может быть выражено как доверие к тому, что он с этим справится, так и, наоборот, недоверие к тому, а может ли он справляться с другими вопросами своей жизни самостоятельно? - в зависимости от конкретной ситуации жизни ребенка. Отчетливо должно быть выражено отношение к таким поступкам, как к недопустимым, и одновременно может быть предложена помощь в совладании с импульсивным поведением (при условии, что взрослый действительно может помочь, а не просто отчитать). Общее направление воспитательной работы такое - мы понимаем, что ты с собой не справился, но и ты знай - справляться с этим необходимо!.

Что могут сделать родители чтобы предотвратить случаи воровства?

Прямая обязанность родителей - проявлять к ребенку достаточно внимания и заботы. И дозировка это "достаточно" определяется не мнением родителей, а потребностью ребенка. Любите ребенка безусловной любовью, хвалите, поддерживайте. Задача родителей подготовить ребенка к социальной жизни и научить его мыслить.

1. Уделяйте своим детям больше позитивного внимания: разговаривайте с ними по душам, смотрите почаще в глаза (по-доброму), обнимайте и прикасатйтесь к ним. Любите своего ребенка, доверяйте ему, говорите с ним обо всем, что его интересует, даже если "неудобно" быть с ним честным.

2. Относитесь к ребенку как к человеку дееспособному и умственно полноценному - у него могут возникать по жизни вопросы и сложности, но он с ними обязательно справится сам или с помощью взрослых.

3. Всегда давайте карманные деньги, ведь зарабатывать себе на жизнь дети пока ещё не могут…

4. Не провоцируйте воровство в доме, пока ребенок не научится с этим справляться - деньги и ценные вещи следует держать подальше, а ещё лучше в сейфе.

5. Меньше говорите и даже думайте! о деньгах и прочих материальных благах при детях и вообще – а это уже определённая психологическая работа над собой, что непросто.

6. И конечно же хвалите за достижения, тогда вряд ли у ребенка возникнет потребность таким достаточно извращенным способом добиваться проявления родительской любви. Все родители любят своих детей. Но не все могут в понятной для ребенка форме донести до него эту информацию. А ведь родительская любовь - это то, без чего невозможно развитие взрослой личности.

 

Дополнительные материалы: Мотивы детского воровства, Невинные фантазии? или... о детской лжи, Емоційні та поведінкові труднощі у дітей

 

Автор подборки:

психолог Наталья Гончар

21 августа 2012 г.