Возникли вопросы? Контакты

В работах Адлера, Дрейкурса, Тоумена, и проч. показывается, что модели поведения людей во многом определяются порядком их рождения в родительской семье. Альфред Адлер утверждал, что большая часть будущего отношения ребенка к жизни носит отпечаток положения его в родительской семье. Именно, исходя из семейной структуры, ребенок делает первые выводы о жизни, о своей собственной ценности в сравнении с другими, и испытывает первое чувство принадлежности или отторжения. В зависимости от интерпретации своей позиции он формирует уникальные отношения и поведение, которое служит способом найти место в группе. Рудольф Дрейкурс отмечал, что особенности личности и характера развиваются благодаря соревнованию между братьями и сёстрами, что соревнующиеся дети наблюдают друг за другом, чтобы понять пути и средства, с помощью которых другой добивается успеха или терпит неудачу. Там, где один из братьев добивается успеха, другой, в особенности следующий по возрасту за этим ребенком, может уступить; там, где один проявляет слабость и недостатки, другой может добиться успеха.

Нет двух одинаковых детей, рожденных в одной и той же семье, которые выросли бы в одной и той же обстановке. И не существует двух детей, к которым родители относились бы или любили бы одинаково. Это миф, что родители любят всех своих детей одинаково. Возможно, они любят всех детей, но каждый ребенок занимает в их сердце разное место. Родители по-разному реагируют на первого второго или третьего ребенка, на мальчиков и девочек на красивых и невзрачных детей, на детей, которые активны и здоровы, и на детей, которые больны и пассивны. Кто-то по-разному относится к умным и к глупым детям, к детям с особыми талантами и к обычным детям. С рождением каждого ребенка атмосфера меняется, поскольку меняются родители. Они приобрели опыт при воспитании первого ребенка, и теперь у них, вероятно, совершенно другое отношение к тому способу воспитания, которым они будут воспитывать следующего ребенка. Вероятно, в экономическом плане они стали более благополучны. Возможно, они переехали на новое местожительство, у них новые соседи, что оказало влияние на их мировоззрение и на то, каким образом они хотят воспитывать своих детей. Это обязательно окажет влияние на детей. Каждый новый ребенок всегда оказывает влияние на всех членов семьи. Если же этого не случается, то новый член семейной группы ощущает себя посторонним в этой семье.

Характеристики, которые обнаруживаются у детей, исходя из их порядкового положения в семье, могут не всегда соответствовать тому, что излагается в этой статье. Тем не менее, вероятность того, что здесь излагается, очень велика.

1. Единственный ребенок.  Обычно единственный ребенок больше, чем другие дети, чувствителен к правилам и ожиданиям родителей и старается им соответствовать. Такие дети склонны мерить себя по взрослым стандартам, поскольку нет других детей, с которыми они могли бы себя сравнивать. Единственный ребенок часто более традиционен, честолюбив, добивается успеха, и нередко обладает лидерскими качествами. Единственный ребенок обладает как рядом преимуществ, так и рядом недостатков.

Преимущества:

  • Единственного ребенка родители могут обеспечить большим, чем нескольких детей
  • У родителей больше времени на ребенка
  • Родители уделяют больше внимания
  • Ребенок никогда не подвергнется травме из-за свержения с трона другим ребенком
  • Никогда не будет вынужден соревноваться с другими детьми
  • Может быть центром внимания для расширенной семьи - бабушек, дедушек, тетушек, дядей и других

Недостатки:

  • Ребенок может испытывать одиночество
  • Может стать эгоистичным
  • Ребенка могут сврхопекать; ему могут не позволить вести "нормальную" жизнь и быть физически таким же активным, как и большинство детей. Родители могут стараться защитить единственного ребенка от любого возможного физического ущерба
  • Часто родители соперничают друг с другом за любовь ребенка, что может вызвать трения между ними и установить ситуацию, когда ребенок может "использовать" одного родителя против другого
  • Ребенка может вовлечь эмоциональный процесс между родителями, и он может посчитать себя за это ответственным
  • Может жить в страхе, что если что-то случится с родителями он останется один во всем мире
  • Могут появиться трудности в принятии решения, потому что все решения принимаются за него
  • Могут возникнуть трудности установления взаимоотношений в школе из-за того, что у него мал опыт общения с другими детьми.
  • Может испытывать общую депривацию из-за того, что у него нет ни брата, ни сестры

Единственный ребенок может проявить и консерватизм, и строптивость. Он либо полностью принимает все ценности родителей, или восстаёт против них. Он редко придерживается середины.

2. Самый старший ребенок. Хотя самый старший ребенок может проявлять ряд черт характерных для единственного ребенка - поскольку в течение некоторого времени он был единственным - но все же набор характеристик заметно отличается. Старшие и единственные дети похожи в том, что они более традиционны и честолюбивы, чем родившиеся вторыми или третьими. Когда мы говорим "самый старший ребенок", то подразумевается, что в семье есть еще и другие дети. Появление другого ребенка в семье почти всегда представляет угрозу для самого старшего. Самому старшему ребенку до появления второго не было необходимости делиться родительским вниманием и заботой. Появление второго ребенка низвергает с трона самого старшего. Ни один из последующих детей не подвергается такому низвержению с трона, как самый старший, потому что они никогда не были единственными детьми; они всегда были вынуждены делить своих родителей с другими детьми. Одной из самых характерных черт старшего ребенка является его потребность оставаться "первым" и быть первым во всем. Если ребенку не удается быть "первым" при помощи позитивного поведения, то он может искать возможности остаться "первым" при помощи негативного поведения и таким образом привлекать внимание родителей. Многие старшие дети считают, что обладают правом получать особое внимание и занимать особое положение в семье. Часто самые старшие дети бывают робкими и сверхчувствительнми. Часто именно они особо близки с родителями. Ещё одна черта старших детей - серьезность и ответственность. Часто они служат образцом для других братьев и сестер, становясь в этом качестве, очень директивными. Некоторые старшие дети могут обижаться из-за возлагаемых на них обязанностей, таких как: забота о младших братьях и сестрах, необходимость больше выполнять домашние обязанности, лишения материальных преимуществ, потому что они должны делиться с младшими братьями и сестрами. Но, в общем и целом, самые старшие дети - "хорошие" дети, развивающие у себя навыки, которые вызывают одобрение у взрослых: ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Он может чувствовать себя ответственным за семейное благосостояние, продолжение семейных традиций, часто становиться лидером.

3. Второй ребенок. У второго ребенка весьма неудобное положение в жизни. В сравнении с ним все кажутся большими и совершенными. Обычно, второй ребенок сравнивает себя со старшим сиблингом, часто чувствуя себя ниже. Второй ребенок обычно очень конкурентен, настроен на то, чтобы догнать, если не перегнать старшего брата или сестру. Второй ребенок никогда не испытывал всецелое внимание родителей, как это испытывал в течение некоторого времени первенец. Он может восставать против превосходства первенца. В большинстве случаев второй ребенок - полная противоположность первому. Если первенец пассивен, то второй ребенок обычно активен. Действительно, некоторые настолько активны, что их считают гиперактивными. Если первый ребенок славный и готовый к сотрудничеству, то второй может иметь проблемы с поведением. Многие родители считают, что эти дети всего лишь родились с разными личностными особенностями и темпераментами. Однако, эти различия обусловлены соревновательностью. В любом случае, родителям следует удерживаться от сравнения детей, и от использования одного как образца для другого.

4. Средний ребенок. Когда в семье появляется третий ребенок, то положение второго ребенка меняется, и он становится средним. В этой ситуации он чувствует себя зажатым с двух сторон, подобно "начинке сэндвича". Теперь у него не только нет власти и привилегий самого старшего ребенка, но его не балуют и не любят как нового малыша. Зачастую это полностью меняет отношение ребенка к жизни и к семье. Многие становятся настолько обидчивы, что отбиваются от рук и превращаются в проблему для семьи. Они считают, что им нет места. Они сравнивают себя со старшим ребенком. Сравнение оказывается не в их пользу - у старшего вся власть. Они сравнивают себя с младшим, свободным от всякого давления, и которого защищают родители. Тот же эффект. На практике мы наблюдаем, что средний ребенок часто вырастает самым независимым от семьи. Скорее он связан с людьми вне семьи, в особенности с группой такого же уровня. Такая группа легко оказывает на него влияние, и он с легкостью принимает ее ценности. Интересно, что очень многие из бывших хиппи были из средних детей. Такие дети особенно чувствительны к критике. Они воспринимают её, как стремление руководить ими. К сожалению, общество с готовностью принимает на веру, что средний ребенок по природе представляет собой проблемного ребенка. Когда у среднего ребенка появляются проблемы, то люди зачастую реагируют на это так, как будто этого следовало ожидать.

5. Самый младший ребенок. Самый младший ребенок всегда занимает особое место в семье. Насколько особое будет зависеть от того, будут ли родители не выпускать из рук "последнего ребенка" и делать его зависимым от них больше, чем это необходимо, или же появление нового ребенка не планировалось и, по сути, не было желательным. В последнем случае самый младший ребенок может почувствовать, что он нежеланен, и не ощущать себя частью семьи. Такие дети могут пытаться интегрироваться в семью при помощи обаяния, покорности и старания быть приятным всем. Или ребенок может отдалиться, чувствовать одиночество и оставаться аутсайдером. Но подобные случаи редкие. В основном, младших детей в семье балуют и защищают все члены семьи, и некотором смысле у таких детей больше чем одна пара родителей. Часто старшие дети являются функциональными родителями младшим. В зависимости от того, как семья реагирует на ребенка, самый младший ребенок может прийти к заключению, что положение, при котором он остается слабым и зависимым - удобная позиция, потому что он может использовать в своих целях каждого. Или же ребенок может захотеть сравняться со всеми семейными "гигантами", и стать серьезным учеником, быстро схватывающим всё. Тогда он станет самым успешным из всех братьев и сестер.

Часто самые младшие дети верховодят в семье. Они устанавливают требования и диктуют их другим. Если их требования не удовлетворяются, то они устраивают скандал. Очень часто они, в конце концов, получают то, что хотели, потому что родители требуют, чтобы старшие дети уступили этому ребенку, поскольку он все еще мал и "ничего не понимает". И таким образом самый младший ребенок может стать тираном. С другой стороны самые младшие дети не обязательно зависят от своих родителей в том, чтобы они их развлекали или составляли им компанию. Часто самые младшие дети формируют сильные связи со всей семьей и особенно с одним из своих братьев или сестёр. Они также создают связи с другими детьми в школе или по соседству. Можно увидеть самых младших детей, которые испытывают ущербность своего положения относительно старших братьев и сестер, потому что они не воспринимают его серьезно и не слушают его внимательно. Но в целом, младшему ребенку больше свойственны: беззаботность, оптимизм, готовность принимать чужое покровительство.

6. Другие факторы. Следует рассмотреть ряд других факторов, которые могут оказать влияние на развитие личности ребенка. При отсутствии других детей с мальчиком и девочкой могут обращаться как с двумя единственными детьми, и у них можно будет найти множество характеристик, присущих единственному ребенку. Аналогичным образом, когда дети рождаются с интервалом, превышающим шесть лет, то с ними могут обращаться как с единственными детьми.

В другие важные факторы, которые следует рассмотреть, входят следующие:

  • больной ребенок, с которым, возможно, обращаются как с "особенным"
  • очень красивый или очень талантливый ребенок, которым очень гордятся родители, и который занимает совершенно особое место в семейной структуре.
  • ребенок, рожденный после смерти ребенка.
  • единственная девочка среди нескольких мальчиков или единственный мальчик среди многих девочек.
  • ребенок - особый любимчик родителей.
  • ребенок, подающий надежды, или медленно развивающийся ребенок или с задержкой развития.

Хочу пожелать Вам, искренне любить своих таких разных сынишек и дочек, Анна Хенова.

 

Источник: Хамитова И.Ю. «Межпоколенные связи. Влияние семейной истории на личную историю ребенка».