Возникли вопросы? Контакты
       Дональд Винникотт    
Дональд Вудс Винникотт
Donald Woods Winnicott
(1896 - 1971)

Дональд Вудс Винникотт – британский педиатр и психоаналитик. Родился 17 апреля 1896 года в Плимуте, графство Девон. Он был третьим ребёнком и единственным сыном в семье Фридерика Винникотта и Элизабет, в девичестве Вудс (Woods). Его отец, богатый торговец текстилем, в течении многих лет был мэром города Плимута, а в 1924 г. стал пэром и получил дворянское звание.

Своё детство Дональд провёл в родном городе в преимущественно жеском обществе: мать, бабушка, две старшие сестры, няни, экономки. Учился в начальной школе Плимута и вскоре пристрастился к биологии, учению Ч. Дарвина и решил стать врачом. Он начал изучать медицину в 13 лет в частной школе Лейса, а затем в иезуитском колледже Кембриджа. Учебу прервала война. Во время Первой мировой войны студент-медик Винникотт был освобождён от военной службы, но в 1917 г. ушел добровольцем на военно-морской флот, где служил судовым врачом на борту британского эсминца. Он завершил свое медицинское образование в 1920 году, а в 1923 году получил должность врача в больнице Paddington Green Children’s Hospital в Лондоне, где он 40 лет проработал педиатром и детским психоаналитиком. В его медицинской практике более 60 000 случаев. Вышел в отставку в 1963 г., но продолжал вести частную практику и читать лекции. Он преподавал в Лондонской школе экономики, Лондонском университете, Лондонском институте образования, Лондонском институте психоанализа.

В 1934 году Винникотт был принят в Британское психоаналитическое общество в качестве ассоциированного члена и психоаналитика для взрослых. Через год он получил аккредитацию детского психоаналитика. В 1956-1959 и 1965-1968 занимал пост президента Британского психоаналитического общества. Во время Второй мировой войны, Винникотт работал консультантом психиатра в программе эвакуации молодых преступников.

Во время спора между Мелани Кляйн и Анной Фрейд, Винникотт сохранял нейтралитет по причине "его глубинного отвращения к идеологии и партийности" (2002 Auchter, 20). В это время его развивающиеся идеи о важности реального окружения младенца были неприемлемы для М. Кляйн. Винникотт относил себя к так называемой "независимой группе" и попытался выступить посредником между двумя враждебными лагерями.

Винникот стал лидером в области детского психоанализа, который до него был прерогативой  женщин-психоаналитиков. Лечение психически больных детей и общение с их матерями, дали ему ценный опыт, на котором он построил свои наиболее значимые концепции. Он создал ряд понятий, которые до сих пор используют педиатры и врачи. Он стал известным, когда не стесняясь, в период между 1939 и 1962 гг. на ВВС женским голосом давал советы матерям. За его плечами около 50 радиопередач, которые открыли Винникотта для широкой общественности.  Был женат на Алисе Тейлор и с 1952 г. на Элси Клэр Ниммо Бриттон (психоаналитик).

Он описал "достаточно хорошую мать". Он заявил, что "ребёнок не существует" сам по себе, а является частью материнского отношения. Он оказал большое влияние на теории объектных отношений, в частности в его статье «Переходные объекты и переходные явления" (1951) основное внимание уделяется знакомым, неодушевленным предметам, которые дети используют, чтобы предотвратить беспокойство во время стресса.

С конца 1940-х годов Винникотт страдает от серьезной болезни сердца. Он умер в январе 1971 года от сердечного приступа и был кремирован в Лондоне.

Винникотт придаёт фундаментальное значение первичным отношениям между младенцем и матерью, а также влиянию окружающей среды на эмоциональное развитие ребенка. Он предположил, что врожденные способности ребенка можно только развивать при помощи поддерживающей среды. Согласно теории Винникотта, младенец и мать, полностью объединены во время этой фазы. В то время как ребенок на этой стадии первичного нарциссизма испытывает все объекты, как субъективные объекты и полностью зависит от матери, мать "держит" своего ребенка. Постепенно ребенок становится способным к самостоятельному развитию. Винникотт утверждает, что личная жизнь человека возникает в момент появления способности фантазировать.

Центральную функцию для здорового развития на этом этапе, когда ребенок полностью зависит от матери, выполняет первичный уход матери, так называемый холдинг (holding). Винникотт ввёл понимание того, что "достаточно хорошая мать" (good enough mother) изначально держит ребенка, но потом, когда ребенок уже достиг определенной степени независимости от нее, она в состоянии дистанцироваться от своего материнства. В случаях, когда материнский холдинг является неадекватным, устанавливается фундамент  для последующего патологического развития, при котором человек теряет свою жизненность и непосредственность, развивается "ложная самость" (false self), чтобы защитить "истинное я" (true self). Винникотт интерпретировал "ложную самость", как расщепление Эго, когда человек способен адаптироваться к среде, одновременно пытаясь защитить "истинное я" от дальнейшей травматизации. В таких условиях человек теряет жизненность и спонтанность.

Таким образом Винникотт считает психические заболевания результатом обороны младенца от его окружения. В своих теоретических трудах он разработал психоаналитическую классификацию психических заболеваний на основе своей концепции развития в раннем детстве (см. Tonnesmann 2002). В первую категорию психических заболеваний он включает аутизм и психозы, которые могут возникнуть в результате генетической предрасположенности, но в первую очередь развиваются в результате непринятия функции холдинга  в раннем детстве, когда ребенок еще полностью зависит от своего окружения. Вторая категория отражает депрессивные расстройства, которые вызваны неудачами во время так называемого "Состояния беспокойства", когда ребенок уже достиг относительно высокой степенью автономии и пережил разлуку с объектом. Третья категория содержит психоневротические расстройства.

Важную роль в теории Винникотта отводится игре, которая трактуется не как сублимация импульсов, но и как признак здоровья. Для него игра представляет собой пространство, развитие и открытые возможности, в котором Я может вступать в контакт с внешними объектами и переходные пространства человека могут частично совпадать с окружающей средой.

Винникотт считал, что человек по своей природе обладает "естественной тенденцией к здоровью и развитию", но это возможно только при поддержке (1958 Винникотт). Психоаналитик должен способствовать этой саморегулируемой тенденция к исцелению, сопровождать пациента как помощник в процессе развития клиента и позволять ему через "достаточно хороший холдинг" вновь "обрести свою историю по-своему, в своем собственном темпе, используя свои собственные слова».

Автор Наталья Гончар

Книги и статьи on-line

Д. В. Винникотт "Способность быть в одиночестве" // Журнал практической психологии и психоанализа. - № 4, 2002.

Д. В. Винникотт "Искажение Эго в терминах Истинного и Ложного Я" // Московский психотерапевтический журнал. – 2006. - № 1. – С. 5 – 19. скачать

Д. В. Винникотт  "Игра и реальность"  скачать         отзывы о книге
Основываясь на обширном опыте клинической работы с маленькими детьми, Д.В.Винникотт внес неоценимый вклад в понимание развития человека. В данной работе Винникотт стремится исследовать истоки воображения и понять, из чего складывается способность человека жить творческой жизнью.

Д. В. Винникотт  "Маленькие дети и их матери" скачать          отзывы о книге
Лекции знаменитого английского детского психиатра и психоаналитика, адресованные педиатрам, терапевтам, акушерам-гинекологам, медсестрам и, конечно, родителям. Для родителей – будущих и настоящих мам и пап – такая книга бесконечно важна, потому что снимает беспочвенные тревоги и вселяет уверенность.

Д. В. Винникотт  "Пигля. Отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки" скачать           отзывы о книге
Эта книга является настольной для нескольких поколений психотерапевтов, работающих с детьми. Ей суждено остаться в истории психотерапии красноречивым примером редкой клинической проницательности и бесценной иллюстрацией теории и техники одного из выдающихся и творчески мыслящих мастеров психоаналитического лечения детей - Д.В.Винникотта.

Д. В. Винникотт  "Разговор с родителями" скачать       отзывы о книге
Эту книгу совершенно необходимо читать профессионалам-врачам, педагогам, психологам, - потому что для них это работа классика, впервые переведенная на русский язык. Но по-настоящему она все-таки адресована тем, кого Винникотт знал, понимал и кому служил все долгие годы своей медицинской практики - тем, у кого были, есть и будут маленькие дети.

Степанов С. Дональд Винникот // Школьный психолог, № 6, 2009.

 

Работы Дональда В. Винникота

Winnicott, D.W. (1931) Clinical Notes on the Disorders of Childhood. London: William Heinemann.

Winnicott, D.W. (1941). The observation of infants in a set situation., Int. J. Psychoanal.

Winnicott, D.W. (1942). Child department consultations., Int. J. Psychoanal

Winnicott, D.W. (1942). Review of The Nursing Couple., Int. J. Psychoanal.

Winnicott, D.W. (1945). Primitive emotional development., Int. J. Psychoanal.

Winnicott, D.W. (1949). Hate in the counter-transference., Int. J. Psychoanal.

Winnicott, D. (1949). The Ordinary Devoted Mother and Her Baby. Nine Broadcast Talks., London: Private Distribution Only

Winnicott,D.& Khan,M (1953). Review of Psychoanalytic Studies of the Personality., Int. J. Psychoanal.

Winnicott, D. (1953). Transitional objects and transitional phenomena., Int. J. Psychoanal.

Winnicott, D.W. (1955). Metapsychologic, clinical aspect regression psychoac. situation.., Int. J. Psychoanal.

Winnicott, D. (1956). On transference., Int. J. Psychoanal.

Winnicott, D.W. (1957). Mother and Child. A Primer of First Relationships., New York: Basic Books, Inc.

Winnicott, D.W. (1958). Collected Papers. Through Paediatrics to Psycho-Analysis., London: Tavistock Publications; New York: Basic Books, 1958; London: Hogarth Press and the Inst. of Psa, 1975; London: Inst of Psa and Karnac Books, 1992. Brunner/ Mazel, 1992

Winnicott, D.W. (1958). Review of The Doctor, His Patient and the Illness., Int. J. Psychoanal.

Winnicott, D. (1960). The theory of the parent-child relationship., Int. J. Psychoanal.

Winnicott, D.W. (1962). The theory of the parent-infant relationship: further remarks., Int. J. Psychoanal.

Winnicott, D.W. (1963). Dependence in infant care, child care, psychoanalytic setting.., Int. J. Psychoanal.

Winnicott, D.W. (1963). The development of the capacity for concern., Bull. Menninger Clin.

Winnicott, D. (1963). Review of The Nonhuman Environment in Normal Development and in Schizophrenia., Int. J. Psychoanal

Winnicott, D. (1964). Review of Memories, Dreams, Reflections., Int. J. Psychoanal.

Winnicott, D.W. (1964) The Child, the Family and the Outside World. Harmondsorth: Penguin; Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1987.

Winnicott, D.W. (1965) The Family and Individual Development. London, Tavistock Publications.

Winnicott, D.W. (1965). Maturational Processes and the Facilitating Environment. London: Hogarth Press and the Inst. of Psa; Madison, CT: International Universities Press, 1965; London: Inst of Psa and Karnac Books, 1990.

Winnicott, D.W. (1965). Failure of expectable environment on child's mental functioning.., Int. J. Psychoanal.

Winnicott, D.W. (1966). Correlation of a childhood and adult neurosis., Int. J. Psychoanal.

Winnicott, D.W. (1966). Psycho-somatic illness in its positive and negative aspects., Int. J. Psychoanal.

Winnicott, D.W. (1967). The location of cultural experience., Int. J. Psychoanal.

Winnicott, D.W. (1968). Playing: its theoretical status in the clinical situation., Int. J. Psychoanal.

Winnicott, D.W. (1969). The use of an object., Int. J. Psychoanal.

Winnicott, D.W. (1971). Therapeutic Consulations in Child Psychiatry., London:Hogarth Press. & the Inst. of Psa; New York: Basic Books, 1971.

Winnicott, D.W. (1971) Playing and Reality. London: Tavistock Publications

Winnicott, D.W. (1974). Fear of breakdown., Int. Rev. Psychoanal.

Winnicott, D.W. (1977)The Piggle. An Account of the Psychoanalytic Treatment of a Little Girl. London: Hogarth Press and Inst of Psa; Madison, CT: International Universities Press, 1977, Harmondsworth: Penguin, 1980.

Winnicott, D.W. , Winnicott, C. (1982) Playing and Reality. London: Routledge

Winnicott, D.W. (1984) Deprivation and Delinquency. London: Tavistock Publications.

Winnicott, D. W.(C. Winnicott, ed.) (1986). Home Is Where We start From. Essays by a Psychoanalyst., New York/London: W.W.Norton; Harmondsworth: Penguin.

Winnicott, D.W. (1986) Holding and Interpretation. London: The Hogarth Press and the Inst of PSA; New York,: Grove Press, 1987; London: The Institute of Psycho-Analsyis and Karnac Books, 1989.

Winnicott, D.W. (1987) Babies and their Mothers London: Free Association Books; Reading, Mass.: Addison-Wesley. Perseus Press, 1990

Winnicott, D.W. (1987) The Spontaneous Gesture. London & Cambridge, Mass: Harvard University Press.

Winnicott, D.W. (1988) Human Nature. London: Free Association Books; New York: Schocken Books, 1988; New York: Brunner/Mazel, 1991.

Winnicott, D.W. (1989) Psychoanalytic Explorations. London: Karnac Books; Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1989.

Winnicott, D.W. (1992) The Family and Individual Development. London, Routledge.

Winnicott, D.W. (1993) Talking to Parents. Workingham & Cambridge, Mass: Addison-wesley. (1994) Perseus Press

Winnicott, D.W. (1996). Thinking about children., London: Karnac Books, Perseus Press (1996)

Biography

Rodman, F. Robert, Winnicott: Life and Work, Perseus Publishing (2003).