Возникли вопросы? Контакты

В обсуждаемой области широко используются разные понятия: общенаучные (равновесие, целостность, интегрированность), естественнонаучные (например, адаптация, здоровье), гуманитарные (благополучие, социальная зрелость, личностная зрелость, душевное равновесие). В большинстве случаев понятие гармонии раскрывается через понятия согласованности и стройности. «Согласованный» означает достигший единства, «стройный» означает имеющий правильное соотношение между своими частями. Напомним еще раз, что с античных времен гармонию связывают с равновесием противоположно направленных сил. Все эти три понятия, помогающие уточнить содержание гармонии, необходимы и для уточнения характеристик личностной гармонии.

Гармония — более высокий уровень интегрированности личности по сравнению с устойчивостью личности, а устойчивость — более высокий уровень интегрированности личности по сравнению с адаптированностыо. Интегрированность личности — это ее целостность (в соответствии с этимологией термина «интеграция»). Понятия гармонии и интегрированности довольно тесно связаны, но не эквивалентны. Личность может быть интегрированной и негармоничной. Но не может быть гармоничной и неинтегрированной.

Единство, цельность или целостность, согласованность — очень близкие понятия. Но о какой именно согласованности идет речь применительно к личности? И какая несогласованность — чего с чем, приводит к нарушению гармонии? С нашей точки зрения, в ответах на эти вопросы на передний план выступает согласованность разных планов бытия человека. Гармония личности — это согласованность и соразмерность основных сторон бытия личности: многомерного пространства личности, времени и энергии личности (как потенциальной, так и реализуемой). Соразмерность количественных характеристик пространства, времени и энергии личности можно конкретизировать как соразмерность между объемом пространства личности, скоростью личностного времени и уровнем энергии личности.

Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности, их достаточно тесная связанность; соотнесенность внешнего (событийного) и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов. Гармония — это и равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности (общности - например, в адлеровском смысле).

В изучении личности применимы общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в четырех основных планах ее бытия: физическом (предметном), витальном, социальном, духовном. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из сторон личностной гармонии — согласованность всех планов ее бытия.

Существование в физическом пространстве (физическое бытие) — это существование в мире тел и предметов, включенность в мир неживой природы (включенность индивида как тела). Никакое функционирование человека, эффективное поведение, деятельность и жизнедеятельность невозможны вне мира предметов и вещей, без адекватного отражения характеристик этого мира. Тело любого человека имеет вполне определенные физические характеристики. В физическом пространстве человек существует как (физическое) тело.

Существование в витальном пространстве (биологическое бытие) — это жизнедеятельность, включенность в мир живой природы как индивида. Вся жизнедеятельность человека подчинена биологическим законам и невозможна вне мира живой природы.

Существование в социальном пространстве (социальное бытие) — это социальная жизнь, включенность в мир людей как личности, как члена макро- и микросоциума. Социальное бытие — это погруженность в межличностные отношения, реализация стремления сохранить межличностные отношения или изменить их в желаемом направле¬нии, расширить свое влияние, усилить авторитет и т. п. Вне социального пространства человек не может удовлетворить свои социальные потребности. В нем представлены прошлые поколения данного социума и его история. Оно сохраняет их в виде традиций, устоявшихся социальных норм, правил. Но социальное пространство является в первую очередь пространством современников, сообществом людей, проявляющих активность, непосредственно общающихся друг с другом и влияющих друг на друга.

Существование в духовном пространстве — это духовная жизнь, включенность в мир духовного как субъекта, имеющего духовные потребности; приобщение к высшим ценностям человеческого бытия (идеалам нравственности...). Духовная жизнь — это и реализация стремления внести свой вклад в сохранение высших ценностей. Это также деятельность, направленная на расширение круга людей, принимающих те ценности, которые обоснованы субъектом, или ценности, к которым он присоединился как последователь.

В духовном пространстве субъект принадлежит всему человечеству, является его частью. Оно существует не только в настоящем, а в более широком масштабе: прошлом, настоящем и будущем. Духовное пространство шире пространства социума или этноса. Духовный мир аккумулирует опыт предыдущих поколений, сохраняет то, что прошло проверку временем, приобрело статус вневременных ценностей.

Закономерности телесной и психической жизни индивида часто выступали предметом исследований. Этого не скажешь о духовной жизни как о предмете психологического исследования. Разумеется, духовное бытие — предмет междисциплинарного исследования, а не одного лишь психологического. Однако усвоенная личностью духов¬ная культура, принятые ею гуманистические ценности, способность переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством — все это факторы, обусловливающие жизненно важные выборы личности. В связи с этим рассмотрение основ личности будет неполным, если не коснуться вопросов ее духовного бытия.

Пространство духовного бытия — особое. Оно в отличие от некоторых параметров внешнего пространства и отношений личности (например, социальных, экономических, правовых) не может быть определено в координатах физического или географического пространства. Найти сколько-нибудь отчетливые пространственные границы гуманистических ценностей или духовных традиций невозможно. И смысл бытия человечества, и смысл жизни отдельного человека не имеют эквивалентов в физических пространственных измерениях. Это явления, одновременно принадлежащие и внутреннему пространству личности, и ее внешнему пространству и пространству социума. Духовность как явление общечеловеческого масштаба не могла бы существовать, если бы отдельная личность не имела внутреннего мира, собственного смысла жизни или желания его обрести.

Духовный мир относительно независим от остальных пространств — физического, витального и социального. Духовное бытие более инерционно в своем укладе, чем социальное, поскольку природные, экономические и иные изменения оказывают на него опосредованное влияние.

Внутреннее пространство личности существует, поскольку человек наделен способностью к рефлексии; в ходе развития и усложнения у личности возникает самосознание. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, самоотношение и саморегуляция, жизненные цели и планы личности — все это составляет ее внутреннее пространство (субъективный мир). Внешние пространства представлены во внутреннем мире. С другой стороны, во внешней активности личности так или иначе отражается ее внутренняя жизнь.

Таким образом, внешнее пространство и внутреннее пространство не разделены, а пересекаются. По этой причине будет точнее говорить не только о различных частях личностного пространства, но и о множестве его измерений.

Для гармонии личности важно равновесие событийной наполненности внешней и внутренней жизни человека и равновесие в активности, которая может быть разделена на два потока — экстраактивность и интроактивность.

В субъективном аспекте гармония — это переживание благополучия в разных его аспектах. Духовное благополучие — ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод). Для духовного благополучия важно продвижение в понимании сущности и предназначения человека, достаточно полное осознание смысла жизни. Социальное благополучие — это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя относит. Это и удовлетворенность межличностными связями, статусом в микросоциальном окружении. Витальное (телесное) благополучие — хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.

В плане психологической устойчивости личности гармонию можно рассматривать как равновесие между отдельными опорами устойчивости, согласованность между ними, равновесие их значимости. Акцент на одной опоре может давать устойчивость, но это несовершенная устойчивость, хотя она может быть длительной. Душевное равновесие следует понимать и как равновесие веры в себя, в свои си¬лы и в силы окружения. В частности, это равновесие между силой воздействующей причины и силой отклика.

 

Источник: Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»). - С. 67 - 70.