Возникли вопросы? Контакты

Еще один аспект гармонии личностисогласованность развития и функционирования основных сфер личности. Начиная со Средних веков в западной цивилизации (к которой в большей степени принадлежит Россия) доминируют ценности развития когнитивной сферы личности. Однако обилие знаний не делает автоматически человека ни более гармоничным, нн более благополучным, ни более счастливым. Такое одностороннее развитие привело в XX в. к научно-технической революции без адекватных, соразмерных продвижений в гуманитарном развитии. Именно в этом кроется причина разрушения экологии планеты и «топтания на месте» в духовной сфере. Во многих обществах и у многих индивидов усилилась тенденция не тратить время на чувства, эмоции. Это не способствует духовному и физическому здоровью человека: накопившиеся чувства и желания, вырываясь на волю, вносят разрушительный элемент в устоявшуюся жизнь, приводят к дефицитарному развитию эмоционально-чувственной сферы, к невротизации общества и снижению жизненного тонуса людей во многих, в том числе и высокоразвитых (технологически), странах. На контроль и сдерживание эмоций тратится много энергии.

Будучи живым существом, человек теряет в себе живое. О какой гармонии отношений может идти речь, если ценности конкуренции доминируют и в отдельных обществах, и в человеческом сообществе в целом? Открытость миру, сближающие чувства прорываются часто лишь в моменты трагедий.

Сейчас нередко обсуждается доминирование в российских этносах ценностей индивидуализма—коллективизма, рассматриваемых в качестве полюсов одной шкалы. Две эти ценности, скорее всего, можно рассматривать как противоположные. В российских этносах заметно определенное продвижение в сторону индивидуалистичности. Учитывая опасность и повышенную неустойчивость крайностей, можно относиться к перемещению от полюса коллективизма как к положительному явлению. Однако здесь надо выделить два существенных момента. Во-первых, нежелательна другая крайность. Во-вторых, более конструктивным и в личностном, и в социальном масштабе было бы продвижение не к индивиду алистичности, а к полноценной индивидуальности каждого члена социума. К этому может вести прежде всего ориентация на ценности самопринятия, более полного принятия своей индивидуальности и принятия индивидуальности других. В личностном плане это связано с усилением ощущения самодостаточности, а в социальном — продолжении личностного — это проявится в таких остро необходимых аспектах отношения к другому человеку, другому этносу, другому обществу, другой религии, как терпимость. Индивидуализм без индивидуальности — вариант дисгармонии и на уровне личности, и на уровне межличностных отношений. Можно полагать, что отход от коллективистских ценностей способствовал бы сокращению базы для чувства ненависти между отдельными социальными группами, в частности привел бы к уменьшению числа сектантских общин.

К сожалению, действительность не позволяет пока питать больших надежд. Вместо продвижения к индивидуальности, не отрицающей многих ценностей коллективизма (участие в жизни других, готовность прийти на помощь и надежда на помощь, ощущение общей судьбы, чувство общности в адлеровском смысле), мы наблюдаем скорее обратное — стандартизацию. Возьмем, к примеру, пандемию похудания, поразившую огромное количество девушек и молодых женщин от 13 до 30 лет на Западе (заметим, что она обошла стороной женскую часть государств третьего мира). Эта навязчивая идея все чаще принимает форму психического расстройства (искажение образа собственного тела, страх перед лишними килограммами), приводящего к отказу от еды и серьезной — иногда необратимой — потере веса. Среди причин этого недуга называют погоню за идеалом (стандартным), которым в современной западной культуре является стройная и даже худая фотомодель, а также моду на «мальчиковую» одежду, обувь и оформление внешности. Того же плана и новые веяния у представительниц юго-восточных этносов, например японок: менять посредством косметических операций разрез глаз с восточного на европейский.

 

Источник: Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»). - С. 72 - 74.