Возникли вопросы? Контакты

Человеческим делают нас отец и мать, человечным – воспитание.

К. Вебер

Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые оказывают детям чрезмерную опеку.

"Уроки заданы тебе, а не мне!" Такое отношение родителей вызывает обиду на равнодушие родных к важным для ребенка школьным делам и страдает качество выполняемых заданий.

"Ну что НАМ сегодня задано?" (при этом раскрываются учебники и тетрадки) - Такая позиция родителей формирует у ребенка безответственность, уверенность, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий.

Что же следует, а чего не следует делать родителям при совместном приготовлении уроков? Как приучить ребенка к выполнению домашних заданий?

1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Источник света должен находиться спереди и слева, на столе не должно быть никаких лишних предметов.

2. Уточните распорядок дня, наметьте вместе с ребенком время,  когда он сядет за уроки. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через час-полтора после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Если ребенок посещает кружок или спит днем, то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

3. Спланируйте вместе с ребенком последовательность приготовления уроков и постарайтесь заранее определить время, которое ему потребуется для выполнения каждого задания. Сначала лучше выполнить небольшое задание, которое нравится ребенку – это поможет ему сосредоточиться и включиться в работу на эмоциональном подъеме.  Затем наиболее сложное, пока он еще не устал. Творческие работы (рисование, лепка, выполнение поделок и др.) лучше оставить на конец занятий – их не стоит ограничивать временными рамками.

Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15 – 20 минут, к концу начальной школы оно может доходить до 30 – 40 минут. Затем ребенку необходим перерыв 5 – 10 минут, во время которого желательно немного подвигаться.

Перед началом выполнения какого-либо задания спросите ребенка: "Как ты думаешь, сколько минут тебе потребуется, чтобы его выполнить?" Поставьте перед ним часы и после окончания работы обязательно обратите внимание ребенка на то, сколько времени потрачено на самом деле. Это способствует воспитанию организованности и формирует "чувство времени".

4. Контролируйте выполнение совместно с ребенком намеченного плана работы. Повышенная отвлекаемость естественна для младшего школьного возраста. Преодолеть ее ребенку должен помочь взрослый. Навыки работы, приобретенные в первые годы обучения, остаются на всю жизнь Привычка работать четко и организованно поможет вашему ребенку справиться с высокими нагрузками, которые ждут его в средней и старшей школе. С самого начала ребенок должен знать, что на рабочем месте работают, а играют, рисуют, едят конфеты – в другом месте. Если Вы видите, что ребенок катает машинку по тетради и чувствуете, что он устал, лучше дайте ему дополнительный перерыв. Не допускайте "растягивания" домашнего задания за счет выполнения других "дел", которые сам для себя находит ребенок, не выходя из-за стола. Старайтесь отделить одно от другого. Если это вам удастся, у ребенка со временем сформируется условный рефлекс – рабочее место будет вызывать у него состояние мобилизации и работоспособности.

5. Помогите ребенку, если он столкнулся с непреодолимой трудностью. Не надо подменять деятельность ребенка своей. Учеба – это труд, она требует усилий и напряжения, ребенок должен учиться самостоятельно преодолевать трудности. Однако, если на данном этапе трудность для него не преодолима обязательно помогите! Иначе опыт неуспеха может закрепиться и привести к явлению, которое психологи называют "выученной беспомощностью". Если длительные усилия не приводят к успеху, человек перестает верить в свои силы, становится пассивным "и безынициативным.

Однако этот случай (ребенок старается, но не может справиться с заданием) надо уметь отличить от ситуаций, когда он злоупотребляет вашей помощью и обращается к вам по каждому пустяку. В этом случае Вы можете поставить ему условие: "Я могу ответить только на два твоих вопроса. Постарайся выполнить задание сам, а два самых трудных вопроса мы с тобой разберем вместе".

6. Оказывайте ребенку эмоциональную поддержку. Школа предъявляет ребенку серьезные требования, в течение дня он получает большую эмоциональную и интеллектуальную нагрузки Задача взрослого быть рядом,  вместе с ребенком радоваться его успехам и переживать его неудачи и трудности.

Плохая оценка серьезное наказанье для ребенка. Если Вы видите, что ребенок огорчен и расстроен, не стоит высказывать ему свое недовольство. Прежде всего ему сейчас нужна Ваша поддержка, понимание, готовность разделить его чувства Драматизирование школьных неудач, чрезмерные требования и моральное давление могут обернуться неуравновешенностью ребенка, страхом несостоятельности, предчувствием новых неудач.

7. Не давайте ребенку дополнительных домашних заданий и не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. Можно предложить проверить ее и поправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

8. Постепенно снижайте степень контроля. Прямое участие в выполнении уроков можно вскоре будет заменить своим присутствием. Затем сидеть рядом с ребенком не в течение всего времени выполнения им домашнего задания, а только первые несколько минут, подходя к нему на некоторое время в течение работы. К концу начальной школы ребенок должен научиться делать домашнее задание самостоятельно, показывая родителям только готовый результат.

Неизменными должны остаться только интерес и внимание к жизни Вашего маленького школьника!

 

Источник: Теплякова К. Как помочь ребёнку в приготовлении уроков. (Советы родителям). // Журнал для батьків. - №3. – 2000. С. 15 - 16.