Возникли вопросы? Контакты

Если посмотреть на группу шестилеток - увидим, что не все они кажутся одногодками: « Вот этот, хоть ему и 6 ведет себя и выглядит как 5-ний, а этому вполне можно дать 7 лет, он явно взрослее своих сверстников». Почему так? Кроме паспортного возраста существует – биологический. А биологические часы у всех идут чуть-чуть по-разному. Это ни хорошо, ни плохо. Просто мальчики в этом возрасте в среднем почти на целый год младше своих сверстниц – девочек. Естественно младшим будет труднее. В этом возрасте каждый месяц значит очень много.

У ребенка этого возраста очень слабая костная мускулатура, а значит он без устали может бегать и прыгать, а вот сохранять одну и ту же позу в течении, даже, 15 минут для него сложно. Он устает, у него возникает неприятные ощущения в области спины и шее, руках. Ему срочно нужно подвигаться. Если мы ему этого не позволим, то думать об учебе в таком состоянии он все равно не сможет, поэтому физкультпаузы придуманы не зря.  

Дошкольник обычно слегка дальнозорок, имеет низкие резервы аккомодации. А это значит, что если он смотрит в тетрадь или книгу, а потом переводит взгляд на доску, то какое-то время он видит нечетко, расплывчато. И наоборот. Поэтому, не надо его торопить. Кроме того, для него очень важно, чтобы поверхность, на которой лежит книга, или тетрадь, была наклонной и параллельной той плоскости, в которой находятся его глаза. Если этого нет, то у ребенка возникает эффект « оптической перспективы» и он не видит четко. Ребенок пытается выйти из положения, наклоняя голову и все туловище. А мы его одергиваем «а ну-ка сядь прямо!» Но одновременно и сидеть прямо, и четко видеть буквы невозможно. При чтении книга должна стоять на подставке, а при письме крышка парты должна иметь наклон.

Если взглянуть на человека как на биологическое существо, то окажется что наше тело приспособлено в большей степени для ходьбы, бега и в меньшей степени – для сидения на стуле. И уж совсем противоестественной для нашего организма является поза письма. Природа не предусмотрела, что столько времени наши дети с их неокрепшим скелетом и мышцами будут проводить в такой скрюченной позе. 

Биохимия организма тоже требует высокой мышечной активности, так как только в этом случае возникают условия для нормального протекания многих биохимических реакций, для создания того «строительного материала», из которого будут «построены» клетки нашего тела. Мы с вами взрослые, хорошо ли, плохо ли, но свое тело уже построили. А ребенок? Чтобы нормально расти и развиваться, он должен много двигаться. Иначе вместо крепкого здорового тела он получит некое хлипкое сооружение, в котором, образно говоря, нарушено нормальное соотношение песка и цемента. Этот «дом» может рухнуть при любой хоть сколько-то неординарной ситуации. Больше всего при этом страдает самый тонко устроенный орган – мозг. 

Мозг шестилетнего ребенка кардинально отличается не только от мозга взрослого человека, но даже от мозга семилетнего ребенка. Рассмотрим особенности развития только двух, но зато наиболее сложно организованных ассоциативных областей: лобной и нижнетеменной. Обе они начинают функционировать очень рано, но достигают зрелости позже других. Один из скачков в их развитии приходиться на семь лет. На семь, а не на шесть! Лобные области отвечают за программирование и прогнозирование деятельности, за выстраивание гипотез и сличение того, что произошло с тем, что было задумано. Это главнокомандующие мозга. Они регулируют тонус и бодрствование, уровень активности человека. У ребенка лобные области еще только развиваются. Они еще незрелы, поэтому ему трудно составлять и удерживать длинные программы действий, трудно выполнять многошаговые инструкции. Кроме того, взрослые могут волевым усилием заставить себя что-то делать, даже если устали, не выспались, и им неинтересно. Ребенку это неимоверно трудно, а часто даже невозможно, так как его лобные области еще недостаточно развиты. 

Нижнетеменные области тоже выполняют массу очень сложных функций, но мы рассмотрим лишь одну – восприятие пространства и пространственное мышление. Задача с часами со  стрелками для шестилеток еще тяжела: где 15 минут, а где без 15 ребенку непонятно. Та же ситуация происходит в отношении правой и левой сторон: кто - то из шестилеток четко различает правое и левое, а для кого - то это пока очень трудная задача. И не потому, что он «глупый», а просто он пока маленький. 

Первоклассник часто пишет буквы или цифры зеркально - в шесть лет это нормально. При операциях с числами, особенно при переходе через десяток, тоже могут быть трудности связанные с незрелостью нижнетеменной  области. Не сердитесь на ребенка и не ругайте. Стыдно ругать за то, что мозг еще находиться в развитии. У вашего малыша еще все впереди.

 

Валентина Еремеева, зав. Кафедрой педагогики детства СПбАППО, профессор, кандидат биологических наук