Возникли вопросы? Контакты

Секс, прозаичное "трахание" и - искусство?! Представьте себе.

Потому что любовь, секс и искусство неразделимы, это сиамские близнецы духовной и телесной жизни. Конечно же, не в виде сказанного выше: дистанция между "физиологическим актом" и "высшей чакрой" в учении о гармонии тантризма как между посещением туалета и ужином в отеле "Уолдор-Астория".

Когда   гармония и взаимопроникновение останавливаются, прерываются (то ли ручей иссяк, то ли ценности переместились), так сразу заканчивается и искусство. Потому-то   такими   бессильными, мертворожденными оказывались балет Мейтуса "Черное золото" (о трудовых буднях шахтеров), романы Фадеева или Чаковского, фильмы о покорителях все равно чего - БАМа, целины, Сибири и пр. Потому над временем парит дрожь и страсть Плисецкой, вечно обожает своего Мастера единственная и прекрасная  Маргарита, а Андрей Мягков в уже старой и грустной "Иронии судьбы" не может и часа прожить без своей Судьбы.

Дети, где нет любви, там нет ничего.

Эмпедокл
 490  —  430 до н. э.

Один очень древний грек (VI век до нашей эры!), Эмпедокл, философ разрозненностей и несоответствий, всегда ходивший с золотым венком на голове, неожиданно для себя и для всех объявил:

"Любовь объединяет все!"

Вот вам и разрозненности... Ярче всех, нагляднее, чувственнее с любовью "объединялись" художники и ваятели. Это они выражали себя и свои эротические модели в наскальных рисунках, в фантастических по разнообразию приемов телесной близости скульптурах в храмах Индии, в любовно-эротических картинах в масле, акварели, карандаше - во всем, что рисовало, - исчисляемых не сотнями или тысячами, а сонмами! Потому что, по сути, каждый умеющий рисовать человек стремился выразить себя в чувственных ощущениях - и уже не мог отказаться от этого.

Музыка тоже часть эмоционально-образного восприятия мира, а ее звучание погружает слушающего в образы непредметные, но волнующие. И в плане интересующего нас урока - тема эротичности в искусстве - много потрудились такие великие композиторы, как Ференц Лист ("Грезы любви", си-минорная соната "Данте"), Густав Малер (симфонии № 3, № 5). Да и современные композиторы не оставляют без внимания тему эротичности - в фонотеке  каждого из вас всегда найдется пара "крутых" кассет, где секс возведен в такие музыкальные образы и ритмы, что впору самому раздеваться...

Писатели, поэты - всегда, во все времена, начиная с "Гимна любви" святого Павла, любовных песен шумеров или "Песни песней" царя Соломона - выражали себя в возвышенном и нежном слове, посвященном своей единственной, своей самой-самой, предмету своего сердечного пламени - тлеющего огонька или пожара. И человечество обогащалось любовной лирикой, тончайшей и чувственнейшей прозой, веселой и ерной комедией, поднявшейся над веками драматургией.

Примеров можно не приводить - любая книга, где есть "про это", еще никогда никого не обеднила и не обделила эмоциональным донорством, со-пониманием, со-разделением, со-чувствием.

Вечный вопрос искусства - граница между вкусом и безвкусицей, действительно стоящим и кичем, истинным и подделкой.

Самый правильный ответ дает время. Но именно его для оценки истинности никогда никому не хватало. Поэтому необходимы критерии, знать которые очень, очень нужно нам с вами.

С произведениями искусства прошлого понятно: они прошли испытание временем, и то, что сохранилось через века, и есть настоящее. Так становятся понятными "живучесть", а точнее - бессмертие "сексуальных" полотен Фаринато, Барента ван Орлея, Аахена, Л. Кранаха Старшего, Бронзино, Модильяни, графика Рембрандта и Пикассо, японские и китайские эротические гравюры, благоухание зелено-розовых садов и возлюбленных "Камасутры"... А живая любовь в камне Августа Родена? А бесконечные сексуальные вариации в музыке ислама и культ эротических мелодий и ритмов в тантризме?

Мировая литература - бездонный колодец чувственности. Есть вещи, где эротике посвящено все, - древние "Поучения о любви", "Цветы страсти", "Камасутра", "Тук Сюнь Цзы". Более знакомы читателю "Тысяча и одна ночь", "Декамерон", "Кентерберийские рассказы". Чаще всего авторы "вплетали" цветы эротичности в канву художественного произведения. И никогда не знаешь, чего здесь больше - фабулы, сюжета или секса, - да и не нужно знать...

Поэзия вообще ребенок Эроса (или Эрос - дитя поэзии?). Кто справа? Кто слева? Можно ли Пушкина - неистового, страстного, всегда неоднозначного и непредсказуемого - пытаться раскладывать на знаки (+? —?) или части?

Вы, наверное, знаете, для функционирования человеческого мозга необходимо электрическое напряжение в ...0,1 вольта. Остановить это напряжение вместе с сердцем и дыханием могут несколько граммов металла. Но еще никому никогда не удавалось остановить напряжение человеческого интеллекта, вдохновения, чувственности. Одной десятой вольта достаточно, чтобы идти им через века...

И снова, возвращаясь к Пушкину, хочу с вами восхититься ослепительным талантом его музы.

"Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты."

И не менее волнующая проза его любовных похождений: "Ты ничего не пишешь мне о 2100 р., мною тебе должных, а о м-ле Керн, которую с помощью божией я на днях (...). Из письма к приятелю Сергею Соболевскому. 1828.

А какая бы женщина в мире, скажите на милость, отказалась бы от того, чтобы ею обладал такой Поэт, такой "ай да Пушкин, ай да сукин сын"?!

И как слаб, как беспомощен и беззащитен был этот совсем еще молодой, отмеченный Богом человек с первой сединой у висков, умирая от пулевой раны живота...

Душа болит.

Но это все о классике да о классике.

Как отличить зерна от плевел сейчас - сегодня и завтра?

Мы - подданные общественного сознания, того, что нынче модно называть менталитетом. Понятие это подразумевает подчиненность общепринятым вкусам, манерам, образу жизни, представлениям о добре и зле. Короче говоря, духовный вассалитет. А если совсем скупо и прямолинейно - стадность.

Так вот, менталитет определяет нашу жизнь, назначает для многих, "что такое хорошо и что такое плохо", формирует жизненные установки. И если десятитысячная толпа орет, визжит, кусается, доводит себя до эпилепсии, потому что X или У "нравится", а X - наглый примитив, а У просто дебил, то это и есть менталитет местного значения (или мирового - если хороший режиссер и у X, У, Z деньги имеются). К сексу адорация имеет прямое отношение, к искусству - никакого.

Но отличить можно.

Дети, то, что волнует в одиночестве при созерцании, прослушивании, чтении - это настоящее. И если вы бываете один на один с самим собой, и это доставляет удовольствие, и есть альбомы картин, музыка, книги, а по спине от восприятия того или иного чуда, как стайка рыбок, проносятся холодящие "мурашки", вы входите в искусство - или оно входит в вас. А уж если это окрашено в эротические  тона, наполняет трепетом и дрожью, вы - в искусстве!

Продолжение "Искусство и секс" Часть 2

Источник: Вуль Ф.Р. Путешествие в любовь. - Д.: Сталкер, 1998. - 416 с. - С. 331 - 336.